Программы которые сохранят формат raw в jpeg. RAW-конвертеры

Многие фотографы любители задаются вопросом, в каком формате снимать, ?, что такое вообще формат raw программа просмотра?

Однако многим известно, что формату RAW нужна дополнительная обработка с последующей конвертацией в TIFF или JPG соответствующими программами (конвертерами). В этой статье мы подробнее рассмотрим, какие бывают RAW-конвертеры, какой лучше использовать и чем открыть raw формат.

Классификация RAW-конвертеров

Условно все программы для конвертирования RAW-файлов можно разделить на две большие группы:
— RAW-конвертеры от компании производителя фотокамер, так называемые - «родные»;
— Универсальные - от сторонних производителей.

Основное отличие между этими группами состоит в том, что «родные» конвертеры обеспечивают качественную цветопередачу по всему изображению, но при этом существенно проигрывают универсальным в скорости обработки и функциональной насыщенности. Поэтому обработка raw больших объемов фотографий, предполагает использование конвертеров от сторонних производителей.

Универсальных RAW-конвертеров на сегодняшний день существует достаточно большое количество: Apple Aperture, Adobe Lightroom, Bibble Labs Pro, Lightcrafts LightZone, DxO Optics Pro, Phase One Capture One, Nikon Capture NX и многие другие. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, при этом в этой группе наблюдаются явные лидеры:
Adobe Lightroom (далее LR) ;
— ;
— .
Именно их мы рекомендуем использовать в работе.

Почему именно эти три?

Во-первых, работа с raw форматом в этих конвертерах приносит вполне достойный результат благодаря широкому набору функциональных возможностей для обработки. Во-вторых, каждый из них при весьма богатом функционале имеет свои уникальные особенности. В-третьих, эти RAW-конвертеры самые распространенные, а, следовательно, по ним в сети можно найти массу полезной информации, дополнительных плагинов и обучающих уроков.

Этот конвертер представляет собой программу “полного цикла” - обработка фотографий raw и дальнейшая работа с ними (каталогизация, web и пр.). Adobe Lightroom позволяет не только обрабатывать фотографии, но и создать собственную галерею на своей страничке в интернете и вывести выбранные фотографии на печать.

Одна из ключевых особенностей LR - это очень широкие возможности по каталогизации фотографий: использование ключевых слов, тегов, работа с тега рейтингами и группами. При этом LR отличается высоким качеством обработки фотографий, дружественным интерфейсом и широкими возможностями по цветовой обработке и работе в ч/б.

LR предоставляет возможность создавать пресеты - то есть сохраняет рабочие режимы настройки программы, которые можно в дальнейшем применить ко всем фотографиям. Эта программа для обработки raw имеет продуманную интеграцию с : достаточно одного клика для перевода изображения в этот графический редактор.


Программный движок LR аналогичен встроенному RAW-конвертеру в фотошоп - Adobe Camera RAW. Один из его недостатков - неточности в распознавании цвета, поэтому серьезную цветовую коррекцию (на профессиональном уровне) в LR делать не стоит. Для обычной цветовой коррекции или цветовой стилизации обработка raw в lightroom - оптимальный вариант.

Помимо этого, LR слабоват в части удаления шумов и увеличения резкости, поэтому после обработки фотографии в этом конвертере, небольшая обработка raw в photoshop может понадобиться.

Apple Aperture также представляет собой программу «полного цикла» и является основным конкурентом LR. Этот конвертер имеет не худший, чем LR функционал для обработки фотоизображений. В отличие от своего основного конкурента, обработка raw файлов в Aperture построена на собственном движке. Цветопередача, распознавание цветов и всего изображения с камеры, лучше, чем у LR. Однако и здесь не обошлось без недостатков, хотя для любительского уровня они несут скорее субъективный характер.


Основные отличия Apple Aperture от LR в следующем:
— алгоритмы увеличения резкости и борьбы с шумом значительно лучше, чем у LR;
— у Apple Aperture один из самых продуманных и удобных интерфейсов среди всех RAW-конвертеров;
— возможность создавать пресеты, как в LR, в Apple Aperture отсутствует;
— нет такой удобной интеграции с Photoshop;
— Apple Aperture воспринимает формат raw файлов только под Mac OS.

Phase One Capture One 4 (C4)

Эта программа представляет собой полноценный профессиональный RAW-конвертер . Именно поэтому как серьезные плюсы, так и существенные минусы. Для плодотворной работы с C4 необходимо иметь знания о специфике цветовой обработки, понимание цветовой гаммы и навыки работы с ней. С4 способна выдать превосходный результат лишь при условии, что у фотографа есть полное представление о том, каким должен быть конечный результат и какими техническими инструментами этого результата можно будет достичь. Если эти условия выполняются - C4 в руках профессионала, это мощнейший инструмент для работы с RAW-форматом.

Этот конвертер оснащен ICC профилями. Компания Phase One разработала отдельный ICC профиль для каждой модели камеры, что значительно повышает качество обработки и обеспечивает максимально возможную цветопередачу. Ни один из универсальных конвертеров не способен обеспечить качество сравнимое с С4, поэтому именно он пользуется у профессионалов наибольшей популярностью.


Эта программа предоставляет большие возможности для тонкой, продуманной работы с фотографией. C4 имеет лучшие на сегодняшний день алгоритмы работы с инструментом Shadow/Highlights.

В C4 имеется удобная функция - пакетная обработка raw. Те, кто снимает репортажи, смогут по достоинству оценить эту функцию. Результат работы с шумом и резкостью значительно превосходит другие RAW-конвертеры. Алгоритмы RAW-конвертации выполнены на высочайшем уровне: увеличение изображения на 140% практически не сказывается на качестве в TIFF или JPG.

C4 это целевой конвертер: в нем отсутствуют возможности для ведения каталогов изображений, вывода на печать, создания своих страниц в интернет и т.п. Интерфейс программы рассчитан на профессиональное использование и отличается строгой лаконичностью, к которой придется привыкать. C4 использует для общения систему «горячих клавиш», что может многим не понравится, хотя привыкнув, лучшего способа для работы с фотографиями уже и не понадобится. Как ранее указывалось, C4 предполагает наличие у фотографа определенных знаний в области цветовой коррекции и обработки изображений.

На чем остановить свой выбор?

Познакомившись со всеми сторонами самых популярных RAW-конвертеров важно дать объективную оценку своим потребностям, какие функции первостепенны, а какие нет.

Для профессионалов однозначным выбором должен стать Phase One Capture One 4. Именно в нем имеются соответствующие инструменты, с помощью которых возможна сложная и углубленная работа с цветом, и пакетная обработка.

Возможности Adobe Lightroom способны удовлетворить потребности даже самого продвинутого фотолюбителя, предоставляя максимально простой и удобный доступ к широким возможностям для обработки и учета фотографий.




Профиль автора

; Профессиональный журналист, любитель сделать пару-тройку кадров, или срежиссировать сессию

В камерах любительского сектора принято снимать в JPEG. При этом электроника камеры самостоятельно преобразует запечатленное на сенсоре изображение в конечный формат, основываясь либо на выбранной пользователем сюжетной программе, либо на каких-либо ручных настройках. Когда мы говорим о формате RAW, то подразумеваем файл, содержимое которого является точной копией информации, содержащейся в ячейках матрицы сенсора.

Матрицы современных фотокамер имеют разрядность 12 бит. JPEG имеет 8 бит на канал. Каждый дополнительный бит означает удвоение характеристики. В данном случае происходит увеличение динамического диапазона, то разницы между самой яркой точкой изображения и самой темной. Теоретически RAW имеет динамический диапазон в 16 раз превышающий JPEG. На практике дело обстоит немного скромнее, так как на граничных битах резко понижается точность передачи информации или, выражаясь доступно, появляются шумы/зернистость. Но, в любом случае, имея файл в формате RAW, можно управлять экспозицией в довольно широком диапазоне.

Второе преимущество RAW таится, как ни странно, в удобстве применения. Снимая в JPEG, вам необходимо беспокоится о точной настройке баланса белого, об установках резкости и насыщенности. В случае применения RAW вам нужно лишь нажимать на кнопку спуска затвора, а всю работу по обработке изображения можно проделать в будущем. За компьютером, в уютной обстановке, не торопясь, вы делаете из снимков конечные документы.

И тут возникает резонный вопрос — а что делать за компьютером? Для обработки RAW потребуется специальная программа — конвертор. Выбор конвертора — далеко не тривиальная задача, так как разные программы используют не одинаковые алгоритмы обработки исходного материала и выдают результаты, в которых без труда можно найти «10 отличий».

ACDSee Pro 8.1.99

Рабочее окно ACDSee Pro 8.1.99

В отдельном представлении данный воистину культовый продукт не нуждается. Уже долгие годы в качестве менеджера изображений многие используют программу со значком в виде рыжего глаза (до версии 6.0 глаз был зеленым). Из простого вьювера, ACDSee превратился в огромный программный комплекс, включающий в себя мощные средства редактирования и систематизации изображений. Очередной сюрприз: последняя версия ACDSee обзавелась полноценным RAW-конвертором. Похоже, разработчики признают - формат RAW становится массовым, и функции конвертора становятся далеко не лишними в менеджере изображений.

Интерфейс конвертора выполнен в стиле других инструментов, входящих в пакет ACDSee. Рабочее окно предварительного просмотра изображения имеет две вкладки, переключая которые можно видеть, каким было изображение до и после преобразования. Справа от вкладок располагаются инструменты масштабирования изображения и вызов просмотра гистограммы.

Правая панель настроек состоит из трех вкладок — Exposure, Color и Detail. Во вкладке Exposure сосредоточены настройки экспозиции изображения. Ее уровень можно корректировать с помощью Exposure Compensation. Вы можете включить отображение предупреждений о выходе за пределы динамического диапазона. Нарушение экспозиции будет отображаться красным цветом. Допускается ручная регулировка кривых экспозиции, причем имеется возможность раздельного управления каналами.

А теперь давайте вспомним о том, что программа рассчитана на широкий круг пользователей, и желательно иметь простые, наглядные средства управления экспозицией. К всеобщей радости, ACDSee обладает такими инструментами.

С помощью пипетки вы задаете самую светлую, самую темную и серую (нейтральную) точки изображения, а программа автоматически настраивает экспозицию. И, конечно, не обходится без легендарной кнопки Auto. Нажатие на кнопку вызывает меню выбора режима улучшения качества изображения. Можно повысить яркость, контраст и цветность исходного снимка.

Вкладка Color включает в себя настройки цветовой температуры и тональности изображения. При этом курсор автоматически становится инструментом выборки цвета, от которого будет рассчитываться весь баланс. Присутствует также полностью автоматический режим — кнопка Auto.

С помощью инструментария, содержащегося во вкладке Detail, можно повысить резкость изображения и понизить уровень шумов. Повышение резкости производится с помощью трех настроек - степени воздействия фильтра, радиуса и минимального порога применения. На устранение шумов также отводится три регулятора - уже знакомые степень и радиус, а также уровень снижения цветового шума.

А теперь вернемся к самому программному комплексу. ACDSee - мощный менеджер изображений, а значит, в нем должны присутствовать инструменты пакетного преобразования файлов. Обработка RAW входит в число операций, которые могут осуществляться над группами файлов. Когда вы преобразовываете файлы, то можете запоминать текущие настройки в виде пресетов (Presets). Далее, если вы в окне браузера выделите несколько RAW-файлов и выберите пункт Batch RAW Processing, то все ваши пресеты отобразятся в списке настроек.

Конечно, это не очень удобно, так как вы не можете контролировать настройки по отдельности, и вынуждены полностью довериться каким-то усредненным значениям. Но, с другой стороны, данное решение весьма демократично, позволяя, однажды создав несколько сюжетных пресетов, работать далее в автоматическом режиме. Это до боли напоминает колесо управления режимами в фотокамерах... «Портрет», «Закат», «Пляж» и т.д.

Скорость работы RAW-конвертора определяется не только временем непосредственной обработки изображения после указания всех настроек. Множество других факторов влияют на скорость. Известно, что RAW-файлы открываются очень медленно для первого просмотра. Для ускорения процесса открытия файлов подобного типа, программы используют алгоритмы кэширования. ACDSee обладает только базовыми возможностями в этой области, которые наследуются от основной части менеджера изображений. ACDSee запоминает миниатюры всех изображений и записывает их в свою базу данных.

И еще одна любопытная деталь. Алгоритмы конверторов во время обработки информации чаще всего оперируют блоками 4x4 пикселя. Как следствие, крайние 4 пикселя с каждой стороны кадра всегда обрезаются, так как им не хватает информации из соседних ячеек. ACDSee позволяет сохранить информацию полностью, что добавляет к каждой стороне кадре по 8 (4x2) пикселей.

  • простота освоения
  • большое количество автоматических режимов
  • дополнительные 8 пикселей на каждой стороне кадра
  • отсутствие гибкого управления настройками в пакетном режиме
  • отсутствие грамотного кэширования

Capture One PRO 3.7.4

Сводная таблица

Когда дело касается обработки фотографий, то зачастую лучше один раз увидеть результат, чем читать большой трактат о качестве работы алгоритмов. За основу взят RAW файл камеры Konica Minolta Dynax 5D. В первом кадре присутствует человек (портрет), а также резко отображаемые элементы общего плана (трава, листья).

Вашему вниманию предоставляется серия фрагментов кадра без масштабирования, полученных после обработки каждой программой. В настройках конверторов, где возможно, применялись автоматические режимы. В ином случае оставлялись настройки по умолчанию. Исключением послужил Bibble Pro 4.7, для которого был сделан дополнительный снимок с целью демонстрации работы алгоритма Perfectly Clear.

Работа систем подавления шумов в конверторах требует отдельного сравнения. Посмотрим, как ведут себя конверторы при обработке изображения с наличием шума.

Использовались настройки по умолчанию или автоматические режимы. Кроме того, были выполнены следующие операции.

UFRaw 0.7 не имеет встроенных инструментов подавления шумов.

Алгоритмы, стандарты

Разные алгоритмы конверторов заставляют нас смириться с тем, что конечный результат зависит не только от процесса съемки, но и от того, какому ПО было доверено преобразование из RAW в конечный формат. Но на самом деле, ситуация еще более сложная. Сырые файлы различных производителей не имеют совместимости друг с другом. И, если говорить откровенно, то правила, полностью применимые к RAW одного производителя, могут не работать с другим. Есть, конечно, «незыблемые ценности», например, высокая резкость снимков, получаемых Capture One PRO, или качественный Demosaic от Bibble Pro. Но, в любом случае, некоторые нюансы преобразования информации, наблюдаемые в камерах одного производителя, могут иметь совсем другие свойства у другого. Кроме того, не стоит забывать о большом количестве фирменных конверторов, поставляемых вместе с камерами и работающими с RAW одного производителя.

Не первый год как существуют попытки объять необъятное - выработать стандарт на сырые файлы. Действительно, наличие множества закрытых стандартов - не лучший выход для работы и хранения информации. Мало ли, что будет через 10 лет? Может быть, вы уже и не сможете открыть свои старые RAW-файлы. Существуют две инициативы в данном направлении.

Фирма Adobe предложила открытый стандарт на RAW-файлы под названием Digital Negative Graphics (DNG). Многие производители откликнулись на данную инициативу и внесли поддержку DNG в свои продукты. Extensis, Canto, Apple и iView — разработчики ПО, позволяют работать с файлами DNG в своих продуктах. Hasselblad, Leica, Ricoh и Samsung имеют поддержку сохранения снимков в формате DNG. Фирма Adobe, помимо поддержки DNG во многих (там, где это требуется) своих продуктах, выпускает специальный конвертор, позволяющий преобразовать RAW практически любой современной камеры в формат DNG.

Вторая инициатива OpenRAW была организована пользователями камер Nikon D1x после того, как в последней версии фирменного конвертора Nikon Capture была убрана поддержка устаревшего оборудования. Довольно быстро собралась группа активистов, которая стала требовать от разработчиков фотокамер раскрытия алгоритмов шифрования данных в RAW и предоставления полной документации в общественное пользование. В качестве аргументов приводятся тезисы о том, что через несколько лет существующие сегодня RAW-файлы будет просто нечем открывать. Открытый стандарт, доступный не только узкому кругу «избранных», можно поддерживать неограниченное количество времени. В данном случае, храня долгие годы цифровые негативы, можно не беспокоиться о том, что однажды их будет просто нечем открыть и обработать.

Действительно, съемка в формате RAW - это не просто обеспечение более высокого качества материала, не только более широкий простор для творчества. Пройдут годы, улучшится программное обеспечение, вы станете намного опытней, и будете свысока вспоминать далекий 2006 год. Может быть, по прошествии многих лет вы посмотрите на старые снимки иначе и сможете разглядеть в них то, что сегодня сделать практически невозможно.

] Про RAW-формат и RAW-конверторы

Сначала скажу пару слов о RAW, потом о конверторах, затем сравню результаты их работы. Материал носит обзорно-ознакомительный характер и предназначен для расширения кругозора; задачи досконально разобраться в особенностях работы каждой программы передо мной не стоит. Интересно должно быь как начинающим, так и продолжающим.

Цифровая фотография устроена таким образом, что результат съёмки наполовину, а может и в большей степени, зависит от компьютерной обработки кадра. И первой программой в стандартном процессе обработки фотографий с зеркальной камеры (или продвинутого компакта) обычно является RAW-конвертор. Я расскажу о том, что это такое, зачем надо и какие RAW-конверторы существуют.

Формат RAW
Необходимо понимать: нет такого понятия как "RAW-формат". Это общее название файлов с изображениями, которые не обработаны процессором камеры. Каждый производитель придумал свой формат "сырых" картинок. Это NEF для Nikon, PEF для Pentax, CR2 или CRW для Canon. Особенно важно то, что все эти форматы являются закрытыми, т.е. то, как правильно считывать данные из файлов, известно только производителю камеры. Единственный стандартизированный формат RAW - формат DNG, который был разработан и активно пропихивается на рынок компанией Adobe. Последняя камер не выпускает, но свой кусок пирога откусить хочет. Формат DNG поддерживается некоторыми цифровыми камерами, например, Petnax, Samsung или Leica.


Итак, RAW-файл содержит записанный определенным образом необработанный сигнал с матрицы фотокамеры. Также raw-файлы содержат мета-данные, условия съёмки, некоторые параметры обработки. Особенно ценен такой файл тем, что в нем хранятся все данные, полученные с матрицы камеры, а не то, что осталось после конвертирования. Что и дает несравнимо бОльшую по сравнению с форматом TIFF свободу в обработке фотографии (про JPEG вообще молчу - он подразумевает сжатие с потерями) Конечно, raw-файлы занимают в 3-8 раз больше места по сравнению с JPEG; что ж, одновременно качествено и легковесно не бывает.

Отсутствие стандартизации формата raw-файлов легко объяснимо: каждому производителю фото-камер выгодно выпускать программу конвертирования под свой RAW-формат. Например, для Nikon (NEF) это приложение Capture NX 2, для Canon RAW - программа Canon RAW Image Converter. Именно "родная" программа наиболее корректно отображает цвета на фотографии, хорошо подавляет шумы и т.д. в силу того, что "знает", как правильно считать файл. Но это в теории. На практике же стандартные приложения от производителя обладают рядом недостатков (например, Capture NX 2 отличается крайней неторопливостью работы вне зависимости от конфигурации ПК), что побуждает фотографа искать альтернативные способы конвертирования фотографий.

И еще немного о RAW-файлах
В многих камерах реализована возможность выбора битности RAW-файла - 12 или 14 бит. Чем больше бит тратится на описание изображения - тем больше данных будет записано в RAW-файл, и, как следствие, больше деталей и цветов будет содержать картинка. Также понизится шум. Более подробно со сравнением 12 и 14-битных картинок можно ознакомиться в этой статье .

Некоторые камеры, в основном компакты, по умолчанию не поддерживают съёмку в RAW. Тем не менее для ряда камер есть возможность обойти это ограничение. Например, использование альтернативной прошивки камеры под названием CHDK (Canon Hack Development Kit) позволяет включить поддержку RAW для огромного количества "мыльниц" Canon. Ознакомиться со списком поддерживаемых камер и скачать прошивку можно по этому адресу. Помимо поддержки RAW данная прошивка дает доступ ко множеству других скрытых настроек, позволяет использовать фотоаппарат в качестве web-камеры и т.д. Аналогичный фокус можно проделать и с некоторыми компактами Casio.

RAW-файл несет в себе много служебной информации, например, дату съёмки, фокусное расстояние оптики, модель камеры. И если некоторые данные умеет отображать любой просмотрщик, то часть параметров (например, "пробег" камеры - количество срабатываний затвора) показывается далеко не в каждой программе. Для того, чтобы увидеть полное содержимое мета-данных, хранящихся в RAW-файле, я рекомендую использовать бесплатную утилиту PhotoMe . Попробуйте, узнаете много нового.

Чем удобнее всего просматривать RAW-файлы на компьютере? Наиболее распространенным приложением является ACDSee Pro, главный недостатк которого - крайняя громоздкость и медлительность. Близок день, когда на шуточный вопрос "Кто первым сделает свою операционную систему, ACDSee или Nero?" будет дан конкретный ответ. Я же рекомендую пользоваться просмотрщиком FastStone Image Viewer , который при полной бесплатности, весе в 4.53 МБ и поддержке русского языка умеет читать форматы RAW-файлов всех камер, а работает не в пример быстрее ACDSee.

RAW-конвертор
RAW-конвертор - программа, позволяющая получить из сырого RAW-файла готовую картинку в одном из распространенных графических форматов, и пригодную для последующего редактирования в графическом редакторе. Условно можно сравнить этот процесс с проявкой по аналогии с пленочной фотографией. Любой RAW-конвертор имеет свои собственные (отличные от других, что важно) алгоритмы построения изображения, хранящегося в RAW, поэтому конечная картинка в разных конверторах будет выглядеть по-разному. Также любой конвертор имеет базовые функции работы с экспозицией, возможность тонкой подстройки цветов, коррекции геометрии и дефектов изображения. Некоторые конверторы умеют каталогизировать изображения, создавать их резервные копии и даже загружать их на фото-хостинги, например, flickr. Такие программы, как говорят, реализуют "полный цикл обработки", т.е. при помощи одной такой программы можно проделать все мыслимые операции с фотографией, вплоть до нанесения ватермарка и размещения в Интернет.Все конверторы поддерживают открытие формата DNG, а также сохранение в форматы TIFF, JPEG и PNG. В остальном списки поддерживаемых форматов разнятся. Различают также деструктивное и недеструктивное редактирование. В первом случае результаты работы изменяется редактируемый файл. Во втором случае программа сохраняет настройки в отдельном файле, что дает возможность отметить любую коррекцию, а также создать несколько вариантов обработки. Недеструктивное редактирование применяется всеми без исключения современными raw-конверторами.

О железе
Пару слов о конфигурации компьютера, необходимой для комфортной работы с конверторами. Основной совет простой: чем мощнее - тем лучше. RAW-файлы сами по себе весят обычно около 20-30 МБ. Таким образом, для хранения 100 фотографий в RAW понадобится около 2-3 ГБ дискового пространства. Сам по себе процесс конвертирования сильно зависит от алгоритмов конвертора, но обычно всё-таки загружает процессор полностью. Тенденция такова, что все больше и больше программ "затачиваются" под многоядерные и 64-битные процессоры. Например, Adobe Lightroom начиная с версии 2.6 умеет полноценно использовать 4 процессорных ядра. Что касается оперативной памяти, то её должно быть минимум 1.5 ГБ (при работе с Windows 7). А лучше 6 ГБ и Windows 7 x64.

"Объясните мне наглядно, зачем снимать в RAW".

Вот картинка.

Это неправленный JPEG, полученный конвертированием из RAW без каких-либо настроек. Фактически - внутрикамерный JPEG. Подкрутим этот же RAW в DxO, получим следующее:

А теперь применим те же настройки, но к внутрикамерному JPEGу. И сравним:

Понимаете? Слева получается так, как если бы за исходник мы взяли JPEG с камеры. Справа - если бы обрабатывали RAW.

Итак, переходим непосредственно к RAW-конверторам .

В обзор попали следующие программы:
- Adobe Camera RAW (Adobe Lightroom 3 Beta, Adobe Photoshop CS 4)
- ACDSee Pro Photo Manager 3
- Bibble 5 Pro
- DxO Optics Pro 6
- Nikon Capture NX 2
- CaptureOne 5 Pro

Все эти конверторы предназначены для работы под Windows XP/Vista/7.

В обзор не вошли:
- Corel Photo Paint X3. Тоже умеет конвертировать raw-файлы, но лучше бы не умел.
- Конверторы, работающие только под Linux, Mac OS и пр.
- SilkyPix Developer Studio Pro 4.0. По неизвестной причине отказался запускать на моей системе.
- Ufraw и RawTherapee (dcraw), потому что извращение.

Adobe Camera Raw (Lightroom 3 Beta, Photoshop CS 4)
Сайт программы: www.adobe.com
Стоимость Adobe Lightoom 2.6: около 11000 руб.
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF, PSD, DNG, оригинальный.

Adobe Camera Raw (далее ACR) является не отдельной программой, а плагином для Adobe Photoshop, а также основой Lightroom. Причем в Photoshop CS 4 на данный момент используется ACR версии 5.6, а в последней Lightroom Beta 3 используется ACR версии 6.0. ACR выдает картинки отличного качества и имеет массу настроек. Пожалуй, Adobe Lightroom является вообще самым известных и используемым конвертором RAW. Программа умеет устранять хроматические аберрации , виньетирование и другие дефекты изображения (в ручном режиме). Реализована и возможность шумоподавления (частично отключена в версии ACR 6). Помимо всего прочего Lightroom обладает богатыми возможностями каталогизации, сортировки фотографий, генерации веб-превью, а также поддерживает множество цветовых профилей камер для корректного отображения цветов. Сильными сторонами конвертора является скорость работы, высокое качество изображения, интеграция с flickr.com, а также возможность сохранения совокупностей настроек в т.н. "пресеты". Это означает, что для однотипной обработки серии фотографий нужно обработать один кадр, сохранить настройки и затем применить их ко всем остальным кадрам серии. Программа обладает простым и логичным пользовательским интерфейсом и прекрасно подходит для быстрой обработки больших объёмов фотографий. Поддерживаются плагины от сторонних производителей.

Полезные ссылки:
- толковая 2-часовая лекция по Lightroom ;
- 436 пресетов для Lightroom;
- ЖЖ-сообщество , посвященное Lightroom, где можно задать любой интересующий вас вопрос.

А еще попробуйте зажать Ctrl+Alt+Shift и щелкнуть по меню "Help" -> "About Adobe Photoshop Lightroom" =)

Bibble 5 Pro
Сайт программы: www.bibblelabs.com
Стоимость: $200
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, сохранение в JPEG и TIFF.

Самый старый из RAW-конверторов, Bibble появился аж в 2000 году. Всё в нем устроено просто ясно и понятно. Слева - дерево папок, посередине - обрабатываемая картинка, справа - панель настроек, коих, прямо скажем, ой как немного. В наличии только самые базовые корректировки экспозиции, цвета, баланса белого. Есть возможность повернуть изображение на произвольный угол, есть возможность создавать пресеты настроек. Из интересного - модуль (идет в стандартной комплектации) эмуляции пленочной картинки. В общем - бедненько. не всегда есть возможность отслеживать изменения картинки по гистограмме. Зато работает всё просто с реактивной скоростью. Файлы загружаются быстро, конвертируются за 2-3 секунды. Интерфейс минималистичный и понятный. Возможно Bibble станет для вас той самой программой, с которой вы начнете общение с RAW-форматом.

DxO Optics Pro 6
Сайт программы: www.dxo.com
Стоимость: $149/$299 Pro Edition/Elite Edition
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF и DNG.

Не особенно известная у нас программа, предоставляющая крайне интересные возможности. Прежде всего, наличествуют простые инструменты исправления геометрических искажений кадра, "завалов" объектов по краям картинки, возникающих вследствие съемки широкоугольным объективом. Также программа умеет полностью автоматически исправлять дисторсию в зависимости от камеры и оптики, которой сделан кадр; данные берутся из EXIF"а. В начале работы с картинкой программа считывает мета-данные, лезет в Интернет и загружает необходимый корректирующий модуль. И - вуаля, исчезает "подушка", виньетирование и хроматика. Также отличительным свойством является прекрасный, гибко настраиваемый модуль шумоподавления, наверное, лучший из всех упомянутых здесь программ. Вообще, все настройки в DxO Optics имеют положение Auto, что поможет вам существенно сэкономить время работы с фотографиями. Картинка на выходе получается яркая и контрастная. рабочий процесс так же реализован ясно и просто: выбор фотографий (добавление их в виртуальный проект), корректировка, конвертирование и просмотр. Из минусов - куций функционал местного корректирования цвета, а также низкая скорость непосредственно конвертации. На 4-ядерном процессоре AMD Phenom 9950 2.6 Ггц и 4 ГБ ОЗУ на одну фотографию уходит около 40-50 секунд в зависимости от количества примененных настроек.

Phase One Capture One 5
Сайт программы: www.phaseone.com
Стоимость: $129/$299 CaptureOne 5/5 Pro
Поддерживаемые форматы: открытие всех RAW-форматов, сохранение в любой растровый формат.

Изначально программа предназначалась для работы с цифровыми задниками компании Phase One, потом стала поддерживать и наиболее распространенные raw-форматы. Главная прелесть - в огромном количестве настроек, например, High Dynamic Range (толку, правда, он него мало), Color Editor на основе цветового круга, отдельный инструмент для коррекции цвета кожи и т.д.. В плане настроек цвета это самая богатая программа. Еще отмечу отличную реализацию механизма повышения рекости, по действию схожую со Smart Sharpen(Remove Lens Blur). Однако, автоматических режимов у инструментов нет, а катринка на выходе получается не самая лучшая, на мой вкус. Если хотите получить хороший результат, картинку придется долго и кропотливо настраивать руками.

Ну и вот теперь сравнение картинок. Настраивалось всё так:
- выставляем в каждом конверторе шумоподавление на Auto. Где нету Auto - руками подбираем оптимальный вариант;
- где можно, выбираем настройки профиля Neutral;
- исправление дисторсии, виньетирования, хроматики - обратно Auto;
- остальное не трогаем.

Понятно, что все это не претендует на строгое сравнение. Но общее представление получить можно. Желающие могут скачать полноразмеры (JPEG, q=100%).


JPEG, 45 МБ


JPEG, 43 МБ


- ACDSee - когда кадр сделан на низком ISO, без аберраций, и будет дорабатываьбся в фотошопе.
- CaptureNX - если у вас Nikon + кадр требуется как-то хитро подтягивать.
- Capture One - слоожный. Кажется, он мне не нравится только потому, что я не умею им пользоваться =)
- DxO. Абсолютный победитель. Для парней с мощным железом.